Оружейное производство в Испании имеет многовековую историю. Испанские клинки и доспехи пользовались заслуженной славой по всей Европе. Наряду с длинным клинковым оружием в Испании широко было распространено и короткоклинковое — ножи, кинжалы, стилеты.
Испанский нож кучийо (cuchillo) – обычный нож с односторонней заточкой. Поскольку это название относится ко всем ножам с фиксированным клинком (охотничьим, кухонным, сапожным и т. п.), то его форма и размеры могли быть самыми разными. В отличие от кучийо, дага предназначалась для боя и самообороны. Это был тяжёлый кинжал с лезвием до 40 см и развитой гардой. Внешне дага напоминает небольшую шпагу. В испанском стиле фехтования «эспада и дага» (шпага и кинжал) традиционно в одной руке держали шпагу, а в другой кинжал. Другим типом испанского боевого ножа является пуньял (punal), предназначенный для нанесения колющих ударов и метания.
Но наиболее колоритным и самым известным из испанских ножей является наваха, которая фактически была прародителем всех европейских складных ножей с фиксатором. Первые складные ножи в Испании не отличались от примитивных европейских. В открытом состоянии нож удерживался за длинный рычаг, являющийся продолжением хвостовика. Впоследствии такая конструкция стала классической для опасных бритв, которые до сих пор ещё выпускаются отдельными производителями, хотя повсеместно их вытеснили более безопасные конструкции. Такие бритвы использовались не только цирюльниками, но и медиками для проведения хирургических операций.
Испанская классическая наваха появилась в конце XVI века. К концу XVII века в Испании навахой (navaja) назывался, в отличие от cuchillos (ножи), estilletes (стилеты), machetas (мачете), складной нож с узким искривлённым клинком и тонкой изогнутой рукояткой с накладками из рога или кости. Именно тогда производство навах стало развиваться, и ножи приобрели свой современный вид.
В XVII-XVIII веках кустарное производство ножей процветало в регионе Альбасете, где ножи изготавливались руками мавров – квалифицированными кузнецами и мастерами по производству ножей. Наваха была незаменимым ножом для простого народа. Из-за того, что в средневековой Испании людям недворянского сословия было запрещено носить такое оружие, как мечи и рапиры и другое длинное оружие с постоянным клинком, популярность получили традиционные складные ножи — навахи. Носили его на талии сзади, заткнутым за широкий пояс-кушак. Они были обязательным атрибутом у каждого мужчины в большинстве провинций Испании.
Если старейшие формы навах не имели устройств фиксации клинка и были подобны простейшим перочинным или крестьянским ножам, то позже в XVII веке в конструкции появляется наружная пружина в виде коромысла, закрепляемая на спинке рукояти и удерживающая клинок от закрытия.Клинки фиксировались в открытом положении с помощью примитивного, но достаточно надёжного замка – прообраза современного back lock. Болтающийся рычажок на пружине служит для закрывания ножа (тянешь рычажок кверху, он пятой упирается в обух и стягивает пружину с зуба.) У некоторых моделей вместо рычажка приделано кольцо, за которое оттягивается запирающая пружина. В настоящее время в небольших навахах встречается вариант замка с одним зубом, входящим в вырез на пружине в открытом положении.
Уже в конце XVII века у многих видов навах появился замок-трещотка. У вариации замка-трещотки narraks/carraks (carraca) много зубьев. На пятке лезвия по окружности нанесены зубья типа шестерёнок. Подпружиненный фиксатор входит в зацепление и не позволяет складываться даже не полностью открытому ножу, но можно открывать его дальше. Когда наваха открывается, зубья проскальзывают через паз пластины замка и издают характерный щелкающий звук. Сложить нож можно, только отогнув пластину верхним рычагом.
Навахи делали самых разных размеров: от миниатюрных перочинных ножей до гигантов почти метровой длины. А пик популярности приходится на VIX век, когда они стали главным оружием цыган, сельских батраков, а также испанских и португальских моряков.
Таким образом, в настоящее время классические навахи сохраняют традиционный характер исторических ножей, они по-прежнему производятся ремесленниками на небольших мануфактурах вручную, что делает каждый клинок уникальным и неповторимым. Производству навах также удалось избежать массовой индустриализации нашего времени. Из нововведений используются только печать или литье латуни, алюминия и т.д. на ручках ножей, что свидетельствует о развитии испанского кустарного ножевого ремесла. Однако даже с применением современных технологий только у хорошего мастера получается идеальный нож благодаря его опыту и любви к ножевому искусству.
Классические навахи – это ножи ручной работы, имеющие различные формы рукояти и клинков, которые и обусловили их названия – Бандолера, Херезана, Арабика, Капаора и другие. Каждый нож имеет свою специфику и строение.Несмотря на свою стройность и изящество, испанская наваха с первых секунд производит впечатление надёжной вещи!
Традиционно у навахи очень маленький угол заточки: до уровня бритвы. Благодаря своей отличной геометрии у неё прекрасный рез. Изготавливается преимущественно из стали 440 А, 440 С, но встречаются также модели и из дамасска.В качестве материалов рукояти традиционно используются такие материалы как дерево, рог быка, рог оленя, натуральный камень, перламутр. Также в последнее время встречаются навахи с рукоятью из G10, искусственного стекла, пластика и других ненатуральных материалов. Изогнутая форма рога быка и обусловила классическую изогнутую форму рукояти ножа. Она на первый взгляд, может показаться тонкой и узкой по сравнению с привычными современными ножами. Но немного попользовавшись, становится понятно, насколько в ней все конструктивные элементы удачно сбалансированы.
В Испании производят большое количество разных навах, и каждый человек может купить нож, оптимально подходящий под его задачи.
Альтернативка - книга о том, что могло бы быть.
Прежде, чем писать альтернативку - вспомни, чьи танки стояли в Берлине?
Я-شوروی — šûravî-Шурави
生が終わって死が始まるのではない。生が終われば死もまた終わってしまうのだ。
«Когда кончается жизнь, смерть не начинается, смерть кончается вместе с ней»
寺山修司 Тэраяма Сюудзи
Лучшая месть - забвение, оно похоронит врага в прахе его ничтожества. (с) Бальтасар Грасиан-и-Моралес