#612 Инженер Сидоров » 06.05.2011, 14:23
Продолжение "бреда сумасшедшего"...
Телеграмма была оттуда, откуда Михаил ее вовсе не ждал - из Наркомата Водного Транспорта, за подписью замнаркома Шашкова, курировавшего вопросы речного транспорта...
Судя по тексту телеграммы, Михаилу показалось, что ему здорово "прилетело" - за халатное обращение с секретной документацией, ставшей ему известной вследствие переноса (хотя вся техническая информация, и даже часть семейного фотоархива, в основном, фотографии судов, мостов, шлюзов, с его ноута давно уже была изъята компетентными органами (ноутбук, правда, оставили в служебное пользование), но самое важное Михаил предусмотрительно скопировал на неучтенную никем и надежно сныканную флешку). Ему показалось, что он уже видит, как "встает на пути Магадан, столица Колымского Края", ему стало не по себе... Василию и Михаилу (именно так было по тексту) предписывалось незамедлительно прибыть в Москву, в Наркомат, по адресу ул. Петровка, д.6, угол Кузнецкого Моста, два билета в купе "Красной Стрелы" ждали у дежурного по вокзалу.
А на самом деле вышло вот что. После соревнований судомоделистов, выставку моделей победителей посетил заместитель Наркома водного транспорта Зосима Алексеевич Шашков, ранее профессор Горьковского института инженеров водного транспорта. И в это же самое время, в стране проводился всесоюзный конкурс проектов новых пассажирских судов, жюри которого он возглавлял. Сама выставка судомоделистов его не впечатлила - представлены были в основном модели или парусных кораблей, или же старых, еще дореволюционной постройки, колесных пароходов... Ничего нового. Но у одной из витрин он задержался надолго. Это был красивый, стремительный трехпалубный теплоход. На борту крупными латунными буквами написано "РОДИНА". Знал ли молодой тогда еще (всего 32 года) замнаркома, или нет, что один такой попал под перенос, или нет - неизвестно, скорее всего, что даже не знал, в свое время теплоход перетащили на Волгоградский судостроительный завод и законсервировали до лучших времен... А сейчас в стране, испытывавшей дефицит электроэнергии, начиналось строительство сразу трех новых крупных гидроэлектростанций - в Рыбинске, Горьком и Куйбышеве и после заполнения их водохранилищ условия судоходства на Волге существенно изменятся. Новой Волге нужен новый флот. Модель теплохода Зосиме Алексеевичу понравилась, и, вернувшись к себе в кабинет, он затребовал всю информацию по автору модели. При этом выяснилось, что в свое время у его отца была изъята техническая документация на этот, существовавший в будущем, проект - подробное описание и некоторые чертежи, как из открытой печати, так и из архивов пароходства. Когда все эти документы легли на стол замнаркома, он сразу понял, что это именно то, что нужно. Это то, что может уже сейчас строиться массовой серией сразу на нескольких заводах - в Сормово, Балаково и Волгограде. Простой технологически, с неплохой мореходностью (если верить заявленным характеристикам) теплоход. И вместе с тем, намного комфортабельнее для пассажиров, нежели "старики". Хотя, не такие уж они и "старики" - тому же "Володарскому" было всего 20 с небольшим лет... И вполне логичным выглядело приурочить награждение победителя конкурса к годовщине Великого Октября. А проектные материалы ушли в Ленинград, в Центральное Конструкторское Бюро для дальнейшей работы.
Короткое сообщение о досрочном завершении и подведении итогов конкурса в отраслевой прессе Михаил не видел. Давно не читал он выходящий с 1929 года "Водный Транспорт", не интересовал его более речной флот, не было у него на это свободного времени... Работа, работа, до седьмого, кровавого, пота... Командировка за командировкой, дома лишь краткие свидания с семьей и снова на очередной завод... За годы, прошедшие после переноса, он всего один раз был в отпуске - пару лет назад, после успешного завершения работ на второй очереди главного конвейера Ярославского автомобильного завода ему с семьей была выделена профсоюзная путевка на пароход "Карл Маркс", снятый с рейсовой работы и превращенный на всю навигацию в плавучий дом отдыха. Две недели "круиза" от Волгограда до Ярославля и обратно пролетели незаметно... Потом был перевод в Ленинград, обустройство на новом месте (повезло - от завода дали двухкомнатную квартиру неподалеку, до проходной 10 минут пешком... Хотя, к "волгоградцам" относились всегда и везде с подчеркнутым уважением), штурмовые смены на "Красном Кронштадте" и ледоколах для Севморпути... Квалифицированных кадров не хватало, и очень часто Михаилу приходилось самому "брать в руки оружие" - ключи, отвертки, кусачки. И постоянные, выматывающие нервы и душу совещания у директора завода... Директор был человек простой и в выражениях не церемонился. Но к электромонтажному цеху у него никогда замечаний не было, качество не хромало, графики работ четко соблюдались. Было у Михаила одно простое правило, еще со старой работы: график-закон, но не догма. Если есть возможность что-то сделать с опережением сроков, то это надо сделать. Потом будет спокойнее.
Вроде жизнь наладилась, думал Михаил, смоля очередную "беломорину" на лестнице (в квартире из-за детей он не курил никогда, хотя курил много), и тут вот тебе нате, такая телеграмма... Расстреляют сразу или в ГУЛаг, на какую-нибудь стройку века пошлют... Если пошлют - ничего, сейчас хоть и 37-й год, но в отличие от прошлой истории, в лагерях квалицированных специалистов всегда использовали по назначению, даже "политических"... И почему к Шашкову вызывают, а не на площадь Дзержинского и не в местное УНКВД, на Литейный... Может и ничего страшного... Хорошо хоть Ирка (она про сокрытую мужем информацию не знала) ничего не подозревает и к вызову в Москву отнеслась с пониманием, как к очередной командировке. До переноса Михаилу часто приходилось ездить в Москву на согласование проектной документации и для нее такие его поездки на один-два дня были делом привычным...
С уважением, Михаил.