Я позволил себе воспользоваться советом уважаемого Kritikanus и вставил в текст этот кусок
-----------------------------
Kritikanus писал(а):Мне кажется, в развити сюжета к месту будет описание попыток борьбы немецкого флота с загадочной подлодкой.
Разумеется, автору предоставляется полное право использовать нижеизложенное по своему усмотрению.
Предлагаю несколько полезных персоналий.
Инженер-капитан 2 ранга Отто Тедсен (Thedsen), 1886-1949. На момент событий – начальник инженерной службы подводного флота Германии.
Фридрих Шюрер (Schürer), 1881-1948. На момент событий – начальник Отдела конструирования и эксплуатации подводных лодок Управления кораблестроения Верховного командования ВМФ Германии. Почетный доктор наук Лейпцигского университета.
Контр-адмирал Рудольф Юнкер (Junker), 1895-1980. На момент событий – начальник штаба торпедной инспекции, с 1943 года – глава Торпедного испытательного института.
Источник: Константин Залесский. «Кригсмарине. Военно-морской флот Третьего Рейха» Имеется на Либрусеке:
http://lib.rus.ec/b/147260/read---------------------------------------------------------
Берлин, кабинет Рейхсфюрера СС (он же командующий Ваффенмарине СС).- Присаживайтесь, герр Дениц. Догадываетесь, зачем вас пригласили?
- Зачем - вы и сами знаете, а для догадок у меня мало фактов. Я вас внимательно слушаю, герр рейхсфюрер.
- Вижу, что вы не считаете себя виновным?
- Так точно, герр рейхсфюрер, не считаю.
- Вы же моряк, герр Дениц. Больше того, бывший капитан. Вы и сами знаете – капитан отвечает за все. Даже если вы сами не шпион, вы виноваты в том, что среди ваших людей таковой завелся. Совершенно верно, у нас есть веские основания так полагать. Но вас пригласили не по этой причине. Я хочу предложить вам шанс.
- Иначе говоря, вы не можете справиться с некоей проблемой. Она состоит не в ловле того самого шпиона, тут вы в моей помощи не нуждаетесь. Проблема связана с подводным флотом, потому что будь она связана с флотом вообще, вы обо мне и не вспомнили. Вам нужны мои мозги. Точнее, мой опыт подводника и, вероятно, мои связи. Я знаю людей, связанных с подлодками, лучше вас. Вы бы их и сами нашли, но для вас критично время, а я могу это сделать быстрее. И если я помогу вам, то у вас будет некоторая возможность заступиться за меня перед фюрером. Причем результат вы не гарантируете.
- Вы умеете очень хорошо и быстро анализировать, герр Дениц.
- Это часть моей работы. Бывшей работы.
- Возможно, ваше аналитическое искусство даже слишком хорошо, герр Дениц.
- Если это поднадобится для блага Германии, я непременно пущу его в ход, герр рейхсфюрер. Полагаю, именно сейчас это и нужно. Я к вашим услугам.
- Вот аналитическая записка. Полагаю, нет нужды говорить о том, что...
- Это я понимаю. Сколько вы даете времени на ознакомление и сколько – на ответ?
- Ознакомление и ответ – прямо здесь. Я даю вам полчаса, не больше. Из этого кабинета документ никуда не уйдет.
- Будет сделано, герр рейхсфюрер.
Там же, через полчаса- Я вижу, вы уже готовы, герр Дениц. Докладывайте.
- Из этого документа следует, что основная причина наших проблем – русская подводная лодка нового типа, обладающая выдающими характеристиками. Требуется рассмотреть с точки зрения подводника - как обнаружить и уничтожить эту лодку. Да, и имеющая торпеды нового типа.
- Именно так, герр Дениц. Ваши предложения?
- Совещание специалистов. Цель совещания: принятие решения о том, как обнаружить вражескую лодку и как ее уничтожить, причем первое намного труднее. Совещание в очень узком кругу. Не более пяти человек. Если вы мне дадите бумагу и карандаш, я готов дать список немедленно.
- Пишите, герр Дениц. И помните, что в ЭТУ группу шпион попасть не должен. И за это вы отвечаете.
- ...вот. Всех этих людей я знаю лично. Есть добавочное соображение: все участники этого совещания не должны были иметь доступа к оперативной информации. Следовательно, среди них шпиона нет. И еще одно. Считаю, что я сам также должен участвовать в этом совещании.
- Обоснуйте необходимость вашего присутствия. И будьте любезны, представьте весьма веские обоснования. У вас ведь эта информация была.
- Я морской офицер. Если на совещании скажут «Для обнаружения и уничтожения вражеской лодки нужно сделать то-то и то-то», то я могу предложить КАК именно это надлежит делать. Силами флота, разумеется. Кроме того, к этой русской подлодке у меня есть личные счеты. По моим оценкам, она уничтожила половину всего наличного состава на северном ТВД.
- Допустим. Тем не менее, вопрос о вашем участии оставим открытым. Далее по списку. Почему там должен быть капитан 2 ранга Тедсен?
- Осмелюсь доложить, инженер-капитан 2 ранга. Впридачу к образованию - великолепный практик. У вражеской лодки не могут не быть инженерные слабости. Он должен придумать, как обратить эти слабости нам на пользу.
- Однако начальник инженерной службы подводного флота не может не догадываться о содержании оперативной деятельности.
- Догадываться – да. Но лишь частично. По должности ему не положено знать точные координаты действий, лишь предполагаемый район. А он весьма велик.
- Тем не менее эту кандидатуру пока также оставим под вопросом. Далее – почему герр Шюрер?
- Осмелюсь доложить, инженер и почетный доктор технических наук. Едва ли не лучший немецкий кораблестроитель, причем именно подводных лодок. И уж точно у него не было никакого доступа к оперативным данным.
- Тут я соглашусь с вами, герр Дениц. Что скажете по поводу контр-адмирала Юнкера?
- Лучший специалист по торпедам. Активно участвовал в устранении тех недостатков, что были в начале войны. Торпеды не всегда взрывались. Поскольку он начальник штаба торпедной инспекции, то также не имел доступа...
- Я слышал об этой истории. Пожалуй, против него я тоже не имею возражений... Вопрос об этом совещании еще будет рассматриваться. Можете идти, герр Дениц, вас проводят.
--------------------------------------
а вот теперь пошло мое, то же за основу следующего кусочка от уважаемого Kritikanus, но с моими изменениями
----------------------------------------
Там же, еще через два дня. (присутствуют все лица, названные по списку в предыдущем эпизоде)-Итак, господа, вы ознакомлены с содержанием этого документа. Позвольте мне обобщить его.
Во-первых, в Баренцевом и Норвежском море действует русская подводная неизвестного типа с невероятно высокими характеристиками. Ее вооружение позволяет в одиночку справиться с конвоем, или даже эскадрой. Торпеды исключительной мощности, одним попаданием топят крейсер, или наносят тяжелые повреждения линкору.
Во-вторых, эта подводная лодка, что невероятно, может топить наши субмарины под водой, стреляя по ним торпедами. Что само по себе представляет пока что неразрешимую техническую задачу. А также дает основание предполагать, что на ней превосходная акустическая аппаратура, включая гидролокаторы.
В-третьих, у нас нет надежных данных по тому, была ли эта лодка хоть раз обнаружена до того, как она пускала свое вооружение в ход. Хуже того, даже после атаки мы обычно были не в состоянии ее обнаружить. Или же контакт был очень кратковременным и слабым. Есть данные, что эта лодка имеет высокую подводную скорость, не менее 20 узлов. Весьма вероятно, имеется возможность торпедной атаки без выхода на перископную глубину. И торпеды – управляемые, или самонаводящиеся.
В-четвертых, на ней предположительно имеется не только торпедное, но и ракетное оружие. Которое позволяет наносить удар как по надводным, там и по наземным целям с исключительно точным наведением.
В-пятых, имеются веские основания полагать, что на этой лодке имеются специалисты или аппаратура, позволяющие читать наши военно-морские шифры.
В-шестых, замечено эффективное взаимодействие с надводными силами, а возможно, и с авиацией. При этом создаются помехи для радиосвязи, препятствующие лишь нашим связистам.
Я ничего не упустил?
-Герр рейхсфюрер, при всем уважении к вам и вашим источникам, при внимательном ознакомлении с информацией совершенно не следует, что это русская сверхподлодка действительно является причиной и источником наших последних неудач. У нас есть достоверные сведения лишь о ее причастности к гибели июльского конвоя и эскадры «Лютцова». Никто эту лодку не видел. У нас нет точных данных, откуда были запущены самолеты-снаряды по Банаку и Хебуктену. Роль этой лодки в трагедии «Шеера» также абсолютно неясна. Гибель наших субмарин? У нас есть прямое свидетельство корветтен-капитана Штреля, командира U-435, что у русских есть необычайно эффективный гидролокатор, превосходящий английские. «Тирпиц» - так ведь там прямо замечены два русских эсминца и подводная лодка самого обычного типа. Конвой у Порсангер-фиорда? Чрезвычайно удачный набег русских эсминцев. Гибель «Ойгена» и конвоя? Также – нет никакой достоверной информации. Говоря по-детективному, исключительно косвенные улики, ни одной прямой. Помехи для связи? Так в материалах прямо указано, что это было замечено и на сухопутном фронте! Перехват и расшифровка наших сообщений, на подводной лодке, это вообще ни в какие рамки, зачем это русским? Отличное взаимодействие русских разнородных сил? А подлодка тут при чем?
-Герр Шюрер, во
всех наших неудачах на Севере виновата исключительно русская сверхлодка. Так будет доложено фюреру. Или вы считаете, что ему должно быть сказано, русские, до того не блиставшие на море, вдруг научились воевать лучше, чем Рейх?! Вам напомнить, что стало с Редером, пытавшимся утверждать подобное?
-Осмелюсь тогда спросить, герр рейхсфюрер, мы собрались здесь, чтобы написать авторитетный документ, должный лечь на стол – или и в самом деле придумать эффективные меры борьбы с русской подлодкой?
-И то, и другое, герр Шюрер! Ведь вы не будете отрицать, что эта сверхлодка у русских есть? И что она несомненно, сыграла какую-то роль в последних событиях – может быть, и меньшую, чем в нашем меморандуме, но без всякого сомнения, в значительной части? Один раз русским могло повезти, но во всех случаях подряд? И так внезапно научиться воевать, на голову выше? Если роль и возможности этой подлодки ниже, чем мы ей приписываем – что ж, тем легче будет наша задача. Которая совершенно не исключает и другой - прикрыть от гнева фюрера наши головы, черт побери! Но это в большей степени, мое дело – ваше же в рассмотрении чисто морской, технической стороны проблемы. Не беспокойтесь, герр Шюрер, а также вы, герр Юнкер и герр Тедсен. Вам не будет предъявлено обвинение, как вышло, что русские обошли нас в той области вооружения, за которую ответственны вы. Мне нужен сейчас лишь объективный анализ ситуации, и меры противодействия. Итак?
-Позвольте мне, герр рейхсфюрер. Обращаю ваше внимание, что все, пусть даже недостоверные источники, сходятся в одном – размеры этой сверхлодки. «очень большая», «как линкор». Это при том, что три, четыре тысячи тонн водоизмещения для субмарины считаются чрезмерными! По своей же части, торпедного оружия, замечу, что этот факт согласуется с большой мощностью заряда их торпед. Дело в том, что размеры аппаратов на существующих лодках жестко лимитированы – длина, калибр торпед! Значит, увеличить заряд в разы, просто невозможно – если не переходить на другие типоразмеры. Что кстати отлично объясняет, почему эти сверхторпеды применяются у русских только одной этой.. назовем ее «акулой». Больший размер – и скорее всего, больший калибр.
-Почему?
-Если торпеды действительно имеют самонаведение.. Тут, по опыту работы над нашими Т-IV, имеет огромное значение разнесение датчиков в стороны, ну тот же самый принцип, что для дальномера, чем больше база, тем точнее. Для торпеды это – калибр. Допускаю, что русские, разрабатывая «умные» торпеды, решили не стандартизировать, как мы, размеры под существующие, а делать в абсолютно новом типоразмере. Что развязало руки их конструкторам – возможно, у них просто не было выбора, из-за громоздкости аппаратуры наведения. Оборотная же сторона – что эти торпеды можно применять лишь с «акулы» специально построенной под них, обычные лодки и корабли ими стрелять не могут.
-И какие же могут быть размеры?
-Если принять по оценке, мощность их заряда в восемьсот-тысячу килограммов тротила, то.. Калибр сантиметров семьдесят, длина метров десять-двенадцать.
-Стоп. Как тогда вы объясняете факт последних радиограмм с U-376 и U-703 ? Когда эти лодки, получив под водой попадание, сумели все же всплыть и радировать, до того как погибнуть? При столь мощном заряде, их должно бы просто разнести в куски. Или у русских есть «умные» торпеды нескольких калибров?
-Судя по гибели «Лютцова», русские торпеды имеют неконтактный взрыватель, как и наши – с подрывом под днищем, а не при ударе о борт. Очевидно, что при пуске по подводной цели, да еще маневрирующей по глубине, точность срабатывания этого взрывателя много ниже. И основная сила взрыва - идет вверх. Отчего воздействие на субмарину, оказавшуюся на расстоянии, да еще возможно, и под торпедой, будет как при попадании гораздо более слабого боеприпаса. Конечно, тонна тротила.. но при прочности корпуса наших «семерок», вполне вероятно, что повреждения не приведут к мгновенной гибели.
-А что вы скажете про британскую версию – что русские применяют для наведения торпед своих смертников?
-Версия тоже вероятная, если учесть русский фанатизм. Особенно в последнем случае. Если торпеды со смертниками были выпущены заранее, и дрейфовали, заглушив двигатели, на пути конвоя, удерживаемые автоматически на заданной глубине – такие приборы, для свободно дрейфующих мин, были у русских еще в ту войну. Тогда ясно, отчего никто ничего не видел, до взрыва «Ойгена». Но в этом случае, человек на борту заменяет лишь «мозг», счетно-решающее устройство. Для обнаружения цели, все равно должны быть акустические датчики, или даже гидролокатор. Хотя сделать последнее, в габаритах торпеды? Для дальнейших выводов недостаточно информации, герр рейхсфюрер – вот если бы иметь образец.
-Ну и какие могут быть практические выводы?
-Только один. Торпеда с самонаведением может иметь только электрический двигатель! Иначе шум будет мешать работе аппаратуры – да и как вы обеспечите «противолодочный» режим? Что автоматически означает умеренную скорость и дальность – или, если лодка большая, и сближение с противником для нее невыгодно, лучше стрелять издали и сразу уходить, используя «преимущество в скорости», из ваших источников.. Большая дальность при малой скорости. Что при самонаведении – некритично. Зато обеспечивает скрытность – отсутствие следа, и возможность стрелять, не поднимая перископ. Что кстати, делает «акулу» опасной ночью так же, как и днем – и даже, ночью для нее предпочтительнее! А значит, в открытом море от нее легко уклониться, приведением за корму и полным ходом.
-Благодарю, герр Юнкер! Герр Шюрер?
-Герр рейхсфюрер, меня так же больше всего привлек факт необычно больших размеров русской сверхсубмарины, «акулы», если вам угодно так ее назвать - и ее невероятно большой подводной скорости.. если то, что нам сообщено, действительно имеет место!
Отчего размеры субмарин ограничены – две, три тысячи тонн? В принципе, можно построить хоть линкорного размера, но.. Две сложнейшие проблемы – прочность корпуса, и энерговооруженность! Начнем с первой – масштабный фактор, господа! Очевидно, что если мы увеличим размер конструкции вдвое, вес ее вырастет в восемь раз, в кубе, а прочность всего вчетверо, в квадрате – вот отчего, если бы мышь выросла до размеров слона, она бы переломала кости при попытке шевельнуться! С ростом размера, силовые элементы должны быть массивнее – и прочный корпус суперсубмарины будет просто недопустимо тяжел! Чем крупнее лодка, тем сложнее обеспечить прочность ее корпуса, это аксиома. И следствием огромных размеров подлодки обязательно будет уменьшение допустимой глубины ее погружения. У наших «семерок» эта величина составляет сто восемьдесят, в последних модификациях двести – хотя все вы конечно знаете про тот случай с U-331, благополучно нырнувшей на двести шестьдесят, однако повторять такое я настоятельно не рекомендовал бы никому! Если же говорить про мировой уровень, то сто-сто двадцать, это обычный результат, субмарины и наших японских союзников, и британские «тип Тритон», и американские «тип Гато». Можно потому оценить максимальную глубину погружения русской «акулы», при ее размерах, в шестьдесят метров, и это даже оптимистично! По крайней мере, при существующих судостроительных материалах и технологиях – и ни за что не поверю что русские совершили в этом скачок, в сравнении с сороковым годом, когда их реальное положение дел было нам известно!
Но если русские приняли для своей лодки такие размеры, значит это для чего-то было им необходимо?
Размещение оружия нового типа? Отчасти, да. Я не спец по ракетному оружию – но если, как утверждают эксперты, вес заряда того, что упало на Банак и Хебуктен, не менее тонны тротила.. Тогда вес всего самолета-снаряда составляет пять-шесть тонн! Я намеренно не касаюсь класса баллистических ракет – вы представляете, что такое пуск этого с субмарины, господа? Струя раскаленных газов, по соседству с холодной водой, дикий перепад температур, какая нагрузка на материал? Вес всего снаряда, уже не шесть а все двенадцать тонн! И герметичный ангар, совершенно не участвующий в обеспечении прочности корпуса, и так уже перегруженного – зато сам являющийся для него нагрузкой!
А вот гидросамолеты, массой в несколько тонн, ангары и катапульты, успешно используют на своих субмаринах японцы. И что важно, субмарины вполне обычного размера, две тысяч тонн! Из чего делаю вывод, что не самолеты-снаряды определили для русских размер лодки, а наоборот, этот размер вызвал у них соблазн дополнительно поставить еще один вид вооружения.
Чем же руководствовались русские, строя такого гиганта? Решение лежит на поверхности. Энерговооруженность. Традиционная дизель-электрическая установка, применительно к такому монстру, даст мизерные характеристики – но ведь и к лодке обычного размера, она не позволит долго и быстро двигаться под водой!
Давно разрабатываются «альтернативные» схемы. Это прежде всего, схема Вальтера - по которой у нас построена экспериментальная субмарина V-80. Двадцать восемь узлов под водой, господа – чтоб обеспечить такое на аккумуляторах, вес их должен был вдвое превысить вес самой лодки! Или схемы «крейслауф», замкнутого цикла – первый проект подобного был кстати предложен русским, офицером Императорского Флота Никольским, еще в тринадцатом году! Обработка выхлопа дизеля химикатами, с поглощением углекислоты, обогащение кислородом, и снова в воздухозабор. С тех пор подобное неоднократно предлагалось – но не было практически осуществлено из-за целого ряда проблем. Во-первых, запас перекиси водорода (для схемы Вальтера) или химикатов и кислорода – к сожалению, уже упомянутая V-80 имеет дальность плавания те же двадцать восемь миль, емкостей хватает лишь на час! Во-вторых, при всех схемах, химикаты для поглощения углекислоты отличаются крайней агрессивностью, пожароопасностью, ядовитостью и прочим букетом отвратительных качеств.
И размеры лодки говорят о том, что русским удалось решить, по крайней мере, первую проблему. Резко увеличив количество химикатов на борту.
-Простите, герр Шюрер, а как же ваши слова о критичном для лодки увеличении размеров?
-Размеры критичны, для прочного корпуса! Легкий корпус испытывает много меньшую нагрузку. Смею предположить, что прочный корпус, в котором русские должны были разместить все механизмы, экипаж, вооружение, все же большего размера, чем на стандартных лодках – отчего я и настаиваю на глубине погружения в шестьдесят. Но все же, много меньше по пропорции к наружным размерам, которые по сути, лишь пузырь с тонкой оболочкой, давление внутри которого такое же, как вовне.
-Но ведь это давление неизбежно уменьшится, по мере израсходования запасов? И тогда «пузырь» будет раздавлен!
-Нет! Что мешает сделать например, гибкую емкость внутри? Или поршень в цистерне. Когда по мере израсходования содержимого, забортное давление само уменьшает занятый полезный объем, заполняя излишек водой? И кстати, позволяет обходиться без насосов – для подачи топлива или химиката внутрь корабля!
-И какие же будут, ходовые характеристики такой суперлодки?
-Это зависит от того, что русские придумали, конкретно. Но думаю.. Мощность такой установки, при схеме Вальтера, примем по максимуму, за десять тысяч сил. При «замкнутом цикле» дизелей – насколько мне известно, самыми мощными двигателями у большевиков являются двухтысячесильные, если как-то поставить два на один вал..
-При таких размерах, валов может быть и четыре, как у линкора!
-Наружных размерах! Прочный корпус, где двигатели, как я уже сказал, меньше! Но примем по самому максимуму – три вала, на каждом по два дизеля. Точные расчеты не провести, но по грубой прикидке.. Четырнадцать- семнадцать узлов под водой длительно, и двадцать, ну даже примем, двадцать два, на короткое время. Замечу, что здесь будет еще одна проблема. При уже упомянутом ограничении глубины погружения. В движении под водой, с большой скоростью, при огромной инерции «акулы» - чрезвычайно легко проскочить эту глубину, при ее малости, что смертельно опасно. Ошибка в дифферентовке, или оплошность рулевого-горизонтальщика, не говоря уже о боевых повреждениях – и конец. Или необходима система автоматической стабилизации глубины. И еще – сказать об акустическом оборудовании «акулы» я не могу, кроме одного. Большие размеры корпуса дают хорошую базу для размещения датчиков, о чем уже указал герр Юнкер. Следовательно, можно предположить, что «видеть» и «слышать» под водой русская сверхлодка будет лучше, чем наши.
-Благодарю, герр Шюрер. Герр Тедсен?
-Я бы заострил внимание на некоторых тактических моментах. Например, скорость этой русской «акулы» я определил бы в восемнадцать узлов крейсерского. И соответственно, двадцать три-двадцать четыре, кратковременно.
-Почему?
-Во-первых, восемнадцать, это экономичная скорость большинства надводных кораблей, в том числе и русских эсминцев. А значит, для лодки становится реальным до того недостижимая мечта, быть по-настоящему эскадренной. Совершать переход в одном строю, и тактически взаимодействовать в сражении. Особенно в сочетании с хорошей акустикой, обеспечивающей связь. Во-вторых, восемнадцать, это также рубеж собственной скорости наших противолодочных кораблей, за которой акустический поиск становится затруднительным. Конечно, это всего лишь мои домыслы – но надо полагать, еще при проектировании русские задавались вопросом о тактическом использовании этого монстра, надо полагать, стоившего их казне, как крейсер, если не линкор?
Причем и первое, и второе, очень хорошо подтверждаются тем, что мы видели. Действительно, отчего действия этой «акулы» оказались настолько успешны? Да потому, что в одиночных действиях ее тактикой было, стрелять самонаводящимися с предельной дистанции и сразу же уходить, не будучи обнаруженной – на невозможной для субмарины скорости выходить из области поиска. А в составе эскадры, «акула» выбивала наших главных игроков, опасных для эсминцев – которые вступали после и добивали уцелевших – и к этой тактике мы оказались абсолютно не готовы, потому что никто и никогда ее не применял, с обычными субмаринами это было просто исключено!
-А в итоге мы потеряли флот, Петсамо с рудниками, армию Дитля. И тысячи жизней моряков, смею предположить, преданных Германии! И все из-за одной русской «акулы». Что будет завтра - Нарвик, Берген, Тронхейм? Кто тогда будет отвечать, герр рейхсфюрер?
-Дениц, помолчите, прошу! И не надейтесь, что если гнев фюрера падет на меня, вам это в чем-то поможет. Скорее наоборот. Ваш единственный шанс не отправиться вслед за Редером - это я, рапортующий о победе, и упомянувший о вашей исключительной помощи. Так что будем делать, господа?
-Ну, герр рейхсфюрер, прежде всего, значительно увеличить количество наших сил в Норвегии, если не хотим окончательно ее потерять. Потому что если русские сейчас решат идти от Киркенеса на юг – я не знаю, как мы будем удерживать приморский фланг при господстве врага на море и отсутствии своих коммуникаций. В среднюю Норвегию положим, можно везти войска и снабжение по железной дороге от Осло. А с Нарвиком что делать?
-Дениц, вы не в курсе, что сейчас все идет под Сталинград? Не говоря уже о том, что в Норвегии придется расширять аэродромную сеть. И это не гарантирует нас от нового хебуктена. До взятия этого проклятого города имени русского вождя, и речи быть не может перебросить на Север даже одну лишнюю дивизию! А кораблей у нас нет. Вернее, почти нет. Есть лишь наши мозги. Думайте, что сделать.
-Срочно развертывать производство лодок-охотников, с вальтеровской турбиной. Исключительно для использования их в противолодочной «завесе» у своих берегов, там большая дальность не нужна. Как гончие собаки – почуяли, бросились, вцепились.
-И сколько времени это займет? Строительство серии абсолютно новых подлодок?
-Год. Если будет режим наибольшего благоприятствования, девять месяцев. Семь – это рекордно.
-….!!!!! У нас НЕТ этого времени. Хотя на будущее… И чем вы собираетесь стрелять в «акулу» - под водой? Герр Юнкер?
-За тот же срок, мы беремся довести наши самонаводящиеся торпеды. У нас есть задел, уже упомянутая мной T-IV, пока в стадии проектирования, наводится на шум винтов. Если пройдет испытания, то поступит на вооружение в следующем году. Но у нее наведение лишь в горизонтальной плоскости. Думаю, что наведение по вертикали также можно устроить. Но никаких обещаний в части ее эффективности дать не могу. Только боевое применение даст ответ.
-Время! То, о чем вы говорите, тоже.. Но что мы будем делать завтра?
-Русские торпеды с очевидностью наводятся на звук определенного спектра. При атаках в качестве приоритетной цели были выбраны самые крупные корабли, и они же были поражены. Кильватерная струя явно не мешает попаданию в цель, потому что в нескольких случаях были поражены именно винты.
Единственное средство борьбы с этими торпедами, которое можно запустить в производство быстро – ложные цели. Небольшие буксируемые подводные устройства, издающие шум, в точности имитирующий шум винтов корабля. Причем спектр шума надлежит подбирать индивидуально для каждого корабля. Тактика их применения – ну, тут флоту карты в руки. Я в этом не настолько силен.
Самонаводящиеся ракеты или ракеты с наведением по радио, как в той книжке – вот тут ничего нет, даже в заделе. Защиты от таких ракет у нас также нет. Хотя, если наведение идет визуально – затемнение ночью, и задымление днем, могло бы дать результат.
- Значит, ускорить работы по самонаводящимся торпедам. Против этой подлодки – должно сработать.
- Есть одна мысль. Размеры кораблей. Большие самонаводящиеся торпеды, не говоря уже о ракетах, крайне дороги. Использование их против небольших кораблей нерационально. Сыграть на этом?
- Что-то в этом есть... Вот. Собрать лучших акустиков флота – и на малые суда. Тральщики или, еще лучше, быстроходные катера.
- Этого мало. Акустики должны ЗНАТЬ шумы от этой чертовой посудины. А что если записывать подозрительные шумы? И ознакомить акустиков?
- Сразу видно, что вы не имели дела с акустической службой. Тут работа тонкая. Звукозаписывающая аппаратура может исказить шумы – и тогда все впустую. Нет, нужно что-то другое.
- Двойная вахта.
- Кажется, понимаю...
- Вот именно. Два акустика на вахте. Один опытный, второй новичок. Первый говорит второму: «Слушай, камрад, вот шумы от винтов крейсера, это – от эсминца, а вот это – и сам не знаю. Запомнил звук?» А потом уже второй обучает другого опытного акустика и так далее. Причем новичок имеет только одну задачу: запомнить подозрительные шумы и передать это знание другим.
- Разрешите развить мысль. Предлагаю действовать по-немецки.
- ???
- Мы, немцы, музыкальный народ. Среди Кригсмарине найдется полно таких, что в детстве обучались игре на скрипке, или альте, да хоть на контрабасе. Эти струнные инструменты требуют абсолютного слуха. Рояль исключаю, для него-то слух не требуется. Большая часть обучавшихся потом выбирает другую карьеру. Но природные слуховые способности никуда не деваются. Вот таких-то и направлять в акустики. Я сам обучался игре на виолончели, но отец настоял, чтобы я получил профессию инженера.
- Идея выглядит прекрасно. А тактику пускай предложит флот.
- По шумопеленгаторам соображений нет. А вот по гидролокаторам... Разрешите быть откровенным – по моим данным, британские лучше наших. Американские, возможно, тоже. Если есть какая-то возможность приобрести их через третьи страны – я бы приветствовал, но это вне моей компетенции.
- Да, и еще соображение. Помните, были невнятные сообщения от погибших подводных лодок?
- Да. В чем суть предложения?
- Мне кажется, что перед гибелью они успели узнать значительно больше, чем то, что успели сообщить. В дальнейшем предлагаю приказать: в случае боестолкновения с этой лодкой всю информацию сообщать немедленно и открытым текстом.
- Это вопиющее нарушение режима секретности. И пробить его будет непросто. Особенно в нынешней ситуации...
- Согласен. Но лучше пусть русские знают, что мы что-то знаем, чем ситуация, когда они не знают, что мы что-то знаем – только лишь потому, что мы и в самом деле ничего не знаем.
- Я попробую поднять вопрос, но, сами понимаете, без гарантий.
- Что насчет шифров? И проблем связи?
- Это без меня.
- Не моя область.
- И не моя.
- Что ж, господа, на этом разрешите закрыть совещание. Ваша работа – выше всяких похвал. Всего хорошего.