#589 Влад Савин » 28.12.2011, 00:15
закидали тапками, решил переделать эпизод "конвой" до верии 2.0.А Граниты все ж потратить пришлось.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Капитан 1 ранга Лазарев Михаил Петрович. Подводная лодка «Воронеж». Баренцево море, к северо-западу от Порсангер-фиорда.
Дежа вю, ей богу! Почти то самое место, где конвой долбали. К югу от нас участок пути конвоя от Хаммерфеста до Хеннигсвага, на входе в Порсангер-фиорд, в глубине рыбачий порт и поселок Лаксэльв, около него авиабаза Банак. Из всей этой географии для нас конкретно имеет значение, как фрицы пойдут: прижимаясь к берегу, прячась за островами, которых здесь почти как в финских шхерах, или по открытому морю? Первый путь в навигационном отношении просто опасен, особенно ночью, маяки и навигационные знаки тоже под вопросом – для рыбачьих ботов хорошо, а крупные транспорта? И все равно у Порсангер-фиорда конвой должен выйти на открытую воду. Второй же путь, согласно лоции, является основным для больших судов в мирное время, на безопасном удалении от берега и больших глубинах. Что для нас, просто идеальные условия атаки!
И слава богу, на этот раз я нормально выспался. И принимал доклады в ЦП. Ничего не случилось, вышли в заданные координаты, конвой от нас в сорока милях, по карте примерно здесь, прочего противника не обнаружено, эсминцы наверху, в миле за кормой. Кодированное сообщение из штаба флота – эскадра выйдет в точку рандеву через восемь часов. То есть уже к закату – если их не обнаружат люфты. Из чего следует, что опять же, главную роль сыграть придется нам. Утешает лишь то, что наши по-всякому успеют перехватить конвой до Киркенеса. Но вряд ли сумеют его уничтожить – если крейсера останутся боеспособны. А значит, наши цели прежде всего – не транспорта, а боевые корабли. Не мелочь, с которой наши «семерки» справятся сами, как было у Петсамо – а крейсера и «нарвики». Потому что даже одиночный эсминец «тип 36А», он же «нарвик», по огневой мощи близок к легкому крейсеру, пять 150мм стволов против четырех 130мм у наших «семерок». Платой стало почти вдвое большее водоизмещение, 3600 тонн против двух с чем-то у наших – и все равно, вооружение было слишком тяжелым для таких размеров, корабли вышли очень «мокрыми», тяжело всходили на волну. И сохранился врожденный для германских эсминцев «порок сердца», котлы на высоких параметрах пара, принятые на вооружение без должной проверки, с великолепными «бумажными» характеристиками, но очень капризные и ненадежные в реальной военно-морской практике (ни в одном другом флоте мира надежность котлов не становилась фактором, по-крупному влияющим на боевое применение кораблей). Что же важно для нас, противолодочное вооружение «нарвиков» было откровенно слабым – ни одной потопленной подлодки, нашей или союзников, на их счету в нашей истории не было.
Впрочем, будь у фрицев в конвое хоть «Флетчеры», это вряд ли бы их спасло. Просто нам пришлось бы потратить невосполняемый боеприпас.
Радио на «Куйбышев» - держаться подальше. Для старых эсминцев, попасть под огонь двух крейсеров, в том числе одного тяжелого, это верная смерть. Да и «нарвики» по сути «недокрейсера» - во французском флоте этот класс отдельно выделяли в «лидеры», отличая от просто эсминцев. И паспортный ход у них тридцать семь узлов – догонят (сколько реально, не знаю, но у «новиков» изношенные машины едва дают тридцать). Будем надеяться – что пока еще ночь, рассвет через три часа. И не рискнут немцы слишком далеко отдаляться от охраняемого конвоя, даже если крейсера и эсминцы идут не в непосредственном охранении, а в эскадре прикрытия, маневрирующей относительно свободно.
Еще информация к размышлению (и от разведки, и от послезнания). Если Z-25 на Севере давно, успел отметиться весной в боях с PQ-12 и PQ-13, то есть командир и экипаж там опытные, то Z-31 совсем новенький, флаг поднял в апреле, и только-только завершил курс боевой подготовки, а Z-32 и Z-37 должны были пройти его в январе следующего года (в нашей истории). Это при том, что «тридцать седьмой» поднял флаг в июле, а «тридцать девятый» в сентябре (!) – для него это вообще, один из первых выходов в море. То есть от этих кораблей можно в равной степени ожидать как чрезмерной осторожности, так и идиотской храбрости, все в зависимости от характера командиров. И ошибки при самостоятельных действиях, будут очень даже вероятны.
«Куйбышев» и «Урицкий» подчиняются. Хотя как мне кажется, не слишком охотно. Оттянулись назад, миль на пять. Вспоминаю данные по главному калибру немецких тяжелых крейсеров – максимальная дальность стрельбы по баллистике восемнадцать миль, однако реально управление огнем обеспечивалось за тринадцать с полтиной, а оптимальной дальностью артиллерийского боя считались всего восемь. У нас торпеды достанут много дальше, для такой жирной дичи и 65й не жалко. И что важно, сигнатура у нас в базе данных есть – записанная с «Хиппера», который мы утопили вместе с «Тирпицем». «Нюрнберг» правда, нам еще не встречался..
Время идет.. Медленно движемся на сходящемся с конвоем курсе. Глубина перископная, под килем двести десять – а вот ближе к берегу уменьшается. Ну так нам туда не надо, и отсюда достанем. Фрицы-то не в шхерах идут, по открытому морю! Нам легче..
Дистанция двадцать. Уже отчетливо распознаем акустикой отдельные цели. Крейсер типа «Хиппер», еще один крупный военный корабль, это надо полагать, «Нюрнберг», пишем его в базу данных. Еще четыре «нарвика», восемь «купцов», и больше десятка эскортной мелочи. Для уточнения ордера эскадры и конвоя, поднимаем антенну радара. Сличаем картинку с акустическими пеленгами. Ну, козлы! У фрицев что, их «комиссар» додумался до такого?
Не знаю, чему учат офицеров кригсмарине. Но вот я бы, на месте их адмирала, если уж проложили курс не в шхерах, но в пределах видимости берега, однозначно бы разделил конвой с мелочью в непосредственном охранении, и эскадру прикрытия, крейсера и эсминцы, в отдельном ордере, мористее и впереди. Фрицы же шли, как в узкости (не в шхерах) – два эсминца впереди, строем пеленга, за ними «Принц Эйген», дальше восемь транспортов в двух кильватерных колоннах по четыре, за ними «Нюрнберг», замыкают еще два эсминца. И мелочь на флангах, завесой, причем на обоих поровну – хотя и в шхерах могла бы затаиться наша лодка, Маринеско ведь «Густлова» в нашей истории от берега атаковал.
А нам что делать? «Эйгена» мы уже хорошо достаем, а вот «Нюрнберг».. Картина выходит смазанная. Выждать, когда будем полностью на фланге, сейчас их курс 80, наш 210, пеленг 230, дистанция 18 миль.. «Куйбышев» с «Урицким», да куда же вы лезете, до вас дистанция всего три, от немцев двадцать! Ох, не зря я Санычевы данные зубрил, чтоб навскидку возможности противника представлять – на «нарвиках» были радары, FuMO21, дальность обнаружения по паспорту, восемнадцать камэ, не миль, в реале же, если верить мемуарам, не больше пятнадцати; улучшенная модель, FuMO не помню какой номер, стабильно дающая двадцать камэ, появилась на кораблях кригсмарине лишь в сорок четвертом. И были те радары примерно такого же качества, как котлы – доподлинно известно, что в бою против конвоя PQ-13 в марте этого года, из трех «нарвиков» лишь один, Z-26, имел исправный локатор. И точность тех девайсов была хреновой, ошибка по пеленгу три градуса – так что это не более чем станции обнаружения, а не «слепой» стрельбы. Так что надеюсь, наших не увидят. Пока не наступит рассвет.
А зачем, собственно, нам дуплетить? Наша ближняя, тактическая задача – задержать конвой до подхода наших (ну не хватит у «Воронежа» торпед, всех перетопить. А «Граниты» тратить, жаба душит!). Что сделает это с большей гарантией? Правильно, спасательная операция. Знать бы, на каких транспортах груз, а на каких живая сила – но определить это по радару и акустике невозможно. Так зачем определять?
У «Эйгена» экипаж тысяча шестьсот. Плюс на нем же еще и адмирал со штабом. Пока будут вылавливать уцелевших – время идет.
БИУС – данные введены? Бурый, только «Ойген», одна 65я, пуск!
Ждем. Только бы не как тогда, у «Тирпица»! Чтоб еще какой гад на себя перехватил. Не должно быть, идут постоянным курсом, ордер не меняя. И срисовали мы их четко, не акустикой, а радаром.
Доклад – пеленги цель один, совпали, взрыв! Видел я, что сделать могут «шестьдесят пятые» с «Хиппером», «Лютцовом» и «Кельном». Должен утопнуть – впрочем, если фрицам невероятно повезет, тем более, спасать ценную единицу флота надо? Даже снять команду, полторы тысячи человек на тральцы? Не смешите – тут что-то покрупнее нужно.
Всплываем на перископную, поднимаем антенну. Что на радаре?
Два головных «нарвика» идут на нас, черт! Торпеды в последний момент засекли по пеленгу? Гидролокатор у них был тьфу, а вот ШПС очень хорошая. Если они сейчас «новиков» увидят, придется бить. «Гранитами», коль пошла такая пьянка. Потому что при стрельбе местными торпедами, что 53-38У, что ЭТ-80, не факт, что стопроцентно утопим обоих! Накоротке выходить придется, а мы все ж не «щука». Значит, будем работать с гарантией. Жаба, умолкни – наших бьют!
ТриЭс смотрит на меня вопросительно. Стрелять сейчас, самое время.
Отворачивают! Идут вдоль конвоя, противолодочным зигзагом. Ищут лодку, которая сумела подобраться в ночи, и вогнать торпеду в их флагмана. Строго по уставу и шаблону – что тут еще могло быть? В общем правильно решили фрицы – вот только торпеды, бьющие за восемнадцать миль, в канон их никак не вписываются. А отметка «Ойгена» с экрана локатора исчезла – утоп все ж! Интересно, скольких немцы выловили, из бывших на борту без малого двух тысяч? Потому что, согласно мемуарам, «Хиппер» в боевые походы в Атлантику брал сверхштатных еще сотни две, практика эта в кригсмарине была очень распространена, может и на «Ойгене» тоже?
Фрицы – двинулись дальше. В том же самом ордере, конечно, без «Эйгена». Только чуть измененном. Один «нарвик» впереди, второй мористее и впереди, мелочь тоже к голове колонны стянулась – ну да, субмарины этих времен предпочитали атаковать с носовых курсовых углов. А мы идем на сближение, к последним в ордере – «Нюрнбергу» и эсминцам. «Куйбышев», блин, оттянись назад! Через час рассвет – тогда вас точно обнаружат!
Конвой проходит мимо нас. До замыкающей пары транспортов две мили. И милей ближе «восьмисоттонник» уже прошел прицел, удаляется влево. До «Нюрнберга» дистанция, двадцать пять кабельтовых! Может, сэкономить «шестьдесят пятую»? Нет – все ж нет стопроцентной гарантии, что попадем. А проблем от его пушек может быть вагон, что «новикам», которые рядом, что эскадре из Полярного. Так что, бьем по нему, и по транспортам.
Просто чувствуется напряжение в ЦП. Видяева бы сюда, для мастер-класса! Команда – доклад. Готовность.. БИУС принимает данные по выбранным целям. Одна 65я по «Нюрнебергу», и четыре 53-38У по транспортам, идут очень удачно, почти в створе! Залп! И сразу, с разворотом вправо, уход на глубину. Два эсминца в тридцати кабельтовых, замыкающие ордер, сразу за крейсером, это может быть очень серьезно. И тральщик, если заметил пуск торпед, сейчас развернется на нас.
Глубина сто пятьдесят, под килем семьдесят. Курс 315, скорость девять. Удаляемся от конвоя, после атаки. И слушаем – эсминцы идут как прежде, а вот тральщик изменил курс, похоже, ищет нас!
Пеленги цель два совпали, взрыв! «Нюрнберг», последний легкий крейсер кригсмарине - не ходить ему в этой истории под нашим флагом и именем «Адмирал Макаров», после сорок пятого, доставшись нам по репарации. Хотя пользы от него было мало, тогда уже «Свердловы», проект 68-бис, серийно вступали в строй, так что служил трофей у нас совсем недолго, быстро разжаловали в учебные, а уже в конце пятидесятых списали. Тут без вариантов – для корабля всего в восемь тысяч тонн, шанса уцелеть после попадания «шестьдесят пятой» не существует даже теоретически. И девятьсот человек экипажа – это вам, фрицы, малая плата за Таллин и Севастополь!
И еще три взрыва, пеленг цель три, цель четыре. Оба?! По оценке на планшете, два попадания в концевой транспорт ближней колонны, и одно в концевой дальней. Первый значит утоп гарантированно, второй с вероятностью процентов восемьдесят. Все нашим меньше работы!
А вот то что наверху мне ну очень не нравится! По звукам, явно идет артиллерийский бой. «Куйбышев», твою …! Влезли все же! Так, на планшете.. Бурый, готовность аппаратов? Всех, мля – рассчитывай на местные, но на всякий, 65е тоже готовь! Всплывать на перископную – отставить, тридцать метров! Курс 180, скорость девять. С мелочью наши старички если не справятся, то отобьются, весовые категории одинаковы. А вот два «нарвика», «недокрейсера», в сумме огневая мощь крейсера полноценного, с которым «новикам» постройки шестнадцатого года связываться смертельно опасно. Короче если эти два фрица, что пока смирно следуют своим курсом, замыкая ордер, займутся нашими всерьез, то это песец.
А значит, нам снова в бой. Странно однако, фрицы идут, как на параде – постоянным курсом, не меняя скорости. Может это и есть те, которые недоученные? Их проблемы. А нам – легче стрелять. А ведь получится – всплыть на перископную, уточнить по РЛС. Темно еще..
Дистанция двадцать два кабельтовых, цели идут прежним курсом. Мелочь слева могла бы нам угрожать, но там сейчас драка, и серьезная – не знаю, как там наши старички кого-нибудь потопят, но связали конвойцев боем они качественно. Шумы торпед в воде, два, нет , уже три взрыва! Нам не мешает никто. Залп!
И взрывы через положенное время - пеленги совпали. Два и два – попали все?! БИУС и радар двадцать первого века, по неманеврирующей цели, убойная вещь! Радио на «Куйбышев» - выходите из боя, мы отработали, отходим! Если головные «нарвики» сейчас повернут, то или нам придется их «Гранитами» бить, или они наших утопят!
Ныряем на сто пятьдесят, и обходим место боя по широкой дуге, прибавив оборотов. В свалке от нас просто, толку нет, не разберем где свои – зато риск. А вот так, отойдя на дистанцию и готовясь к стрельбе, вполне можем поработать «лесником, который разгоняет всех». Не, фрицы в голове ордера не поворачивают. Вообще-то я их понимаю – а вдруг весь этот шум в хвосте, отвлекающий маневр? А ведь «глушилка» на «Куйбышеве» работает, и темно. Хотя – светает уже. Но все равно, без связи у фрицев серьезные проблемы, если вне пределов видимости!
-Товарищ командир, связь по «Дракону» с «Куйбышева»! Третий в ближней колонне, это войсковой транспорт!
Как рассмотрели? Хотя, если по надстройкам видно, что грузопассажир, или даже пассажирский.. Батальон сотни в четыре еще можно запихнуть в твиндеки обычного грузовоза, поставив временные нары и печки, а вот полк тысячи в две везти как скотину, да еще на Севере, не в теплом Средиземноморье.. Союзники через Атлантику солдат на «королевах» возили, тех самых, которая Голубая лента, Мэри и Элизабет – забивая в каюты по пятнадцать тысяч (зафиксировано в бумагах). Ну а на войсковом транспорте средних размеров, в тесноте, но с минимальным удобством, вполне можно разместить и три тысячи. И утопить груженый войсковой транспорт в эту войну считалось едва ли не важнее, чем лннкор.
Взгляд на планшет – торпедами не достанем, ну если только 65й! Эх, придется все же тратить «Гранит»! Прощай, неутопленный амерский авианосец, тип «Мидуэй», где-нибудь у берегов социалистического Вьетнама, или Кореи – или где там еще штатовцы будут в измененной истории строить демократию, лет через десять? Но с учетом того, что сейчас у Петсамо, свежий немецкий полк, или сколько там фрицы везут, будет совсем нехорошо! Надо топить.
Или все же догоним? Нет, по карте, там глубина, едва сотня. К берегу жмутся, собаки! А заходить в атаку, имея под килем дно в опасной близости, а над головой охотников.. Товарищ Сталин точно меня убьет, если живым останусь!
И коль пошла такая пьянка.. Ну вот готов я был, морально, потратить два «Гранита» на этот бой. ТриЭс, рассчитай – ракетный удар по замыкающему «купцу» в левой колонне, и одному из «нарвиков», а нах, тоже левому! Чтоб вместо десяти стволов у фрицев осталось пять!
Погружение на тридцать. И залп двумя «Гранитами». Жаба конечно, душила. Но я ее придавил. Если конвой не дойдет – все Заполярье немцам не удержать, нашими будут, и Петсамо, и Киркенес, и никель.
Рев за бортом – ракеты ушли. Подлетное время минимально – с такого расстояния. Эффект был совершенно неожиданный. Как рассказывали после наши с «новиков», немцы, довольно активно наседавшие, все развернулись и бросились наутек (а оставалось против «Куйбышева» и «Урицкого» всякой мелочи, еще штук шесть – по числу стволов наших заметно превосходя).
В перископ видно – что-то догорает на воде, милях в пяти. Детали разобрать невозможно, но представляю – у «Гранитов» же баки практически полные, так полыхнуло! И эсминец – вот, отметка на радаре на месте одном, значит ход потерял, а затем исчезла, к рыбам. А прочие немцы удирают – транспорты уходят уже, на мелководье, за острова, тральцы и охотники за ними. Причем охотников явно меньше числом, и на двух пожары. Вместо ордера – куча. Причем с эпитетом «беспорядочная». Кто-нибудь у них там управляет – хотя, если их адмирал, или кто там главный, на «Эйгене» погиб? А когда их корабли горят и взрываются, от неизвестного оружия – это фрицев морально сломало. И бросились они спасаться, кто может.
Смотрю на наших «новиков». Блин, ну и досталось же им – «Урицкий» даже с креном сидит! – но на воде держатся.
Придется вам, домой. А мы - за конвоем. В шхеры конечно не полезем – на радаре видно. А вот где места открытые, а по карте до Киркенеса они есть, и не одно.. Наших навести, которые уже на подходе, это само собой – но и мы случая не упустим.
Так что, первым делом, радио в штаб. Какие силы остались у фрицев, где конвой, куда отходит.
А «Гранитов» все ж жаль. Хотя если б не они – вряд ли фрицы бы так напугались.
Vlad1302