«…Из автомобиля , именуемого в народе «козёл» ,
вышли люди , именуемые в народе тем же словом»
( Дм. Черкасов «Реглан для братвы» )
Легенды расскажут , какими мы были…
(из советской поэзии)
…И что положено кому , пусть каждый совершит !
(М. Исаковский «В лесу прифронтовом» ,1942 г.)
Время действия : день «Д» (середина марта 1991 года), час «Ч» (около 16-00)
Место действия: северо-восточная окраина небольшого городка вблизи границы СССР-ПНР , район склада ГСМ в/ч 90183..
Мы с другом Колей стояли на высоком и крутом откосе железнодорожной насыпи армейского склада ГСМ в полукилометре от окраинных домов города. В километре справа – железная дорога в областной центр, в трехстах метрах слева – шоссе того же направления и бензоколонка. Не самое лучшее место для намеченной акции, но другого такого откоса в радиусе 5 км нет, а идти дальше не имеет смысла – через 2 часа стемнеет и оценить результат будет невозможно. Что ж , пора …
-Поехали, Коля, - поистине гагаринской фразой отмерил я начало мероприятия, - ты к подвесной .
Путаясь в хитросплетениях лямок (ведших свою родословную от ремней безопасности «Жигулей» – ушло целых 6 комплектов из уценёнки), Коля влез в подвесную. На его спине сдутым «Цеппелином» топорщился ранец; основная функция – мешок для переноски всего аппарата. Прямоугольный купол размером 10,5 х 6 метров из армированного полиэтилена, тонкой стеклоткани и фрагментов самолетного тормозного купола крепился к подвесной системе двадцатью четырьмя 8-метровыми стропами из капронового шнура толщиной в карандаш. Несмотря на чудовищный внешний вид, система впечатляла – думается, что минимум один раз она могла сработать по прямому назначению .
Взяв купол за верхнюю часть, я потянул его вверх, на откос. Следом, пятясь и стараясь не запутаться в стропах (я его уже просветил, что такое «перехлест») поднялся мой ассистент и испытатель Коля .
Идея была проста и, не преувеличивая, гениальна. До планирующегося на май полета (вода, куда предполагалось приземлиться для большей безопасности, должна была прогреться : не хватало еще, уцелев при полете, загнуться потом от банальной простуды) с много большего обрыва у Бальги надо было провести испытания в меньшем масштабе и более безопасных условиях, что бы внести окончательные изменения и улучшения в конструкцию. Полет планировался «методом срыва» – надуть купол ветром, дождаться, пока он поднимется вверх, разбежаться по склону и, оттолкнувшись посильнее , как на качелях, оторваться от земли, повисеть 2-3 секунды и приземлиться на полуподсохшее болото внизу. Пятнадцать метров при таком подходе –не та высота, на которой можно серьезно побиться, при условии, конечно, соблюдения осторожности и при некотором везении .
Первый полет прошел нормально. Если Колян пришел от полета в состояние, близкое к оргастическому, то я ограничился законным чувством гордости. Настала моя очередь подняться в небо (точнее, не слишком быстро упасть с него на землю) .
И вот тут начались проблемы. Ветер, до того дувший идеально поперек насыпи, поменял свое направление градусов на тридцать, и поднимающийся купол стало постоянно заваливать набок. Сделав три неудачные попытки , мы поняли , что нам нужен ещё как минимум один человек –Коля будет поддерживать один заворачивающийся край, а тот - другой . Было решено обратиться к помощи Артема, моего соседа – он был в курсе всей подготовки и вызвать его можно было минут через 20. Последнее было важно – солнце садилось прямо на глазах .
Время действия : то же , час «Ч +1» (около 16-50)
Место действия: там же.
Что такое «облом» и как с ним бороться ? А никак ! Артема дома нет и пока не предвидится. Бегу обратно, вылетаю на проселок , ведущий к откосу и …. О-па ! Листья кленовые падают с ясеня –вот них…я себе так них…я себе!
Количество действующих лиц значительно увеличилось – пятеро похожих на серых жирных мышей ментов и канареечный «Уазик-луноход» с распахнутыми дверцами. Та-ак , интересно , а эти-то какого органа приперлись ?!!
Подбежав ближе, я увидел нечто такое, отчего моё раздражение на борцов за правопорядок плавно переросло сначала в недоумение, а потом в откровенный испуг. Ситуация явно вышла за разумные пределы .
Во-первых , товарищи правоохранители были «прикинуты» так, как будто готовить принять бой с подразделением вооруженных до зубов и готовых на всё наймитов мирового (читай : американского) империализма типа «зеленых беретов» или «тюленей» (какими их показывали в полуподпольно функционировавших в то время видеосалонах): в армейских «брониках», зеленых стальных касках , с автоматами АКСУ наизготовку, один – с ручным пулеметом; на поясных ремнях, еле охватывающих плотные милицейские животики – подсумки с запасными магазинами к автоматам. Такой прикид я видел ранее только в редких телерепортажах из «горячих точек» вроде Ферганы или Карабаха. Во-вторых , четверо довольно грамотно изобразили то, что на языке Устава называется «круговая оборона» - по двое в канавах с обеих сторон дороги. Некоторая несерьезность проглядывала только в том, что один, по виду самый главный, забрался на металлическую крышу лунохода и с лицом Наполеона в разгар Бородинского сражения обозревал в бинокль окрестности. Правда, пройти 50 метров дальше и найти лежащий под кустами парашют они не решились , видимо опасаясь засады или иного подвоха .
Какая-то бабка в возрасте, когда уже «пора к земле привыкать», суетливо дергала его за форменную штанину и тыкала пальцем в сторону насыпи, сопровождая это бормотаньем, на которое наблюдатель демонстративно не реагировал, продолжая осмотр местности . Коля с видом смущенной сельской скромницы на отвязанном городском «булкотрясе» стоял в стороне в позе «и я пришел – мне тоже интересно!»
Как раз в это время я приблизился вплотную, бабка отвлеклась от попыток привлечь к себе внимание представителя власти и повернулась в мою сторону. На минуту замолкла, близоруко сощурилась и вдруг взвизгнула :
- Хватайте его, ребятки ! Это же он ! Тот самый, про которого я говорила, это он побежал от парашута (она так и говорила «парашут» с качественным белорусским прононсом) в город …
Двое поднявшихся из канавы милиционеров взяли меня в плотную «коробочку» и , подталкивая стволами автоматов(я в тот момент был занят только одной мыслью – а на предохранителях ли они), подвели к «уазику» .
- Где парашют ? - напористо обрисовал сферу своих интересов «гражданин начальник», сопроводив этот вопрос пристально-обыскивающим взглядом, качества которого не постыдились бы его коллеги из ВЧК–ГПУ- НКВД времен отдаленных. Надо сказать, получилось у него неплохо – меня проняло до самого мочевого пузыря .
- Та-а-ам,- задеревеневшим в момент языком промычал я и для надежности, зная неопределенность данных координат и умственные способности правоохранителей (а как ещё я их должен оценивать, раз они такой маскарад устроили?!), показал пальцем . Ну их нахрен, ребята, похоже, шутить не расположены напрочь. Разобраться – то они, конечно, разберутся, но до этого ещё надо дожить – каша заварилась серьезная .
- Пошли, -и меня потащили к «месту приземления»,- показывай …
- Я, касатики, такие вещи еще с войны знаю – если увидела парашют , значит надо позвонить куда следует, -тараторила семенящая рядом бабка .
- Не бойсь, старуха, Родина тебя не забудет, - успокаивающим тоном сказал один из моих конвоиров .
- Но и не вспомнит, - хохотнул другой , помоложе. Народ, кажется, начал потихоньку отходить от мысли, что сейчас придется вступить в «последний и решительный» бой. С другой стороны, и дырочки для орденов, уже поделанные некоторыми мысленно, тоже грозили остаться без употребления.
Атрибут шпионской жизни покоился на том же самом месте, где его оставили двадцатью минутами ранее, под куском старой маскировочной сети . Откинув её, я продемонстрировал сей продукт союза пытливого человеческого разума и умелых рук . Менты тяжело вздохнули и дружно чертыхнулись . Их начальник покачал головой и выдавил :
- Слышь, кулибины х..евы , вы хоть представляете , какая каша заварилась? Это же погранзона ! –Подумав , добавил : А я что?… Я на вас даже хулиганку не могу оформить. Ну ничего , сейчас вами займутся , кому положено…
От этого прогноза мне стало слегка не по себе. «Кому положено» – это я точно знал. «Контора глубокого бурения», несмотря на пять лет «перестройки», лишь в малой степени растеряла свой зловещий образ. «Посадить – это вряд ли, а вот с поступлением в ВУЗ могут нагадить, да и отца в море не пустят», - с печалью прикидывал я ближайшие жизненные перспективы .
Милиция тем временем покинула место и сплоченной группой двинулась к дороге, иллюстрируя собой строку из хита 60-х «На безымянной высоте» - «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят»: оружие за спиной, снятые каски, усталые лица и тяжелая походка хорошо поработавших военных людей. Мы с Колей остались вдвоем и, кажется, было пора генерировать идеи, как жить дальше. Для начала я напряг Колю, мол, озвучь обстановку за время моего отсутствия. То, что я услышал, повергло меня в глубокую и качественную арийскую грусть. Как много, оказывается, событий может уместиться в полчаса времени. Однако, правильно старшее поколение пело: « Не думай о секундах свысока, наступит время –сам поймешь наверное…». Мысленно пропев этот мотив, я хмыкнул – а стишата-то в тему!
Коля же тем временем рассказывал :
- Ну, ты убежал , а я , значит , прикрыл наше барахло сетью и стою жду , на часы время от времени подглядываю . Вдруг откуда не возьмись –«луноход» накатил, а в нём ментов – как кильки в банке. Подъезжают , выскочили , как будто им там перед выездом поставили клизму с патефонными иголками и скипидаром . Смотрю –один , за кустами , которые ему по колено , маскируясь крадется ко мне. Дальше – вообще цирк , блин .
Он мне : «Слышь , пацан , ты здесь давно трёшься ?»
Я ему : «Да порядком уже , а что за переполох ?»
Он мне : «Ты тут парашютистов видел , вон в той стороне примерно ?»
Я ему : «Ты чё , дядя милиционер , какие у нас парашютисты ? Вроде у нас с Америкой мир , дружба , жевачка ?»
Он мне (с раздражением) : « Парень, ты чё – дурак ? Какие американцы? Из Польши , скорее всего ». Последнее утверждение нашего местного «Анискина»( что не говори, а патриархальность нравов глубинки и культурная отсталость сказывается !), меня , скажем прямо, обидело. Быть агентом польской «дефензивы» (или «двуйки» ?-точно не помню, кто у них там такими делами занимается) – это мне совершенно «не катило» .
Между тем в диалог включилось третье лицо . Со стороны бензоколонки короткими опасливыми перебежками приковыляла некая бабка, с разгона вцепилась в милиционера и заверещала:
«Я его видела, я его видела ! Он вон оттуда по болоту пробежал в город… Я вам точно говорю, что он, я видела : он в защитной одежде … да как побежит …как побежит !» ( да, очки надо носить старой, посильнее очки – тогда и не будет всякая хрень видеться : из одежды «защитной» на мне была только рыбацкая штормовка из вытертого местами до белизны брезента).
Мент оборотился к Коляну и приказал :
«Давай, пацан, отсюда и вон хотя бы за машину. Не путайся под ногами, пока мы здесь не разберемся». После чего с помощью подчиненных вознесся на крышу «уазика», принял из их рук бинокль и приступил к изучению обстановки.
Этот самый момент я и застал, появившись на дороге. Первое действие комедии закончилось ( правда , жанр всего этого действа мог ещё и измениться - например, на драму или ещё что-нибудь печальнее).
Время действия : день тот же , час «Ч +2» (около 17-45)
Место действия: район тот же , административный центр городка .
Минут через сорок, обговорив ситуацию , убрав имущество в мои подвал, мы сплоченной группой двинулись через город на другой его конец, где жил Коля. Не знаю отчего, но я его решил проводить. Наш курс проходил через центр города, и только тут нам удалось увидеть, какую мы невзначай нагнали волну .
Возле городского отделения милиции имелись в наличии (притом, что ранее никогда ни до, ни после ничего такого в наличии не имелось):
1.Ещё два «уазика-канарейки» , укомплектованных ментами в такой же «упаковке» , что и встреченные нами ( причем лица одного экипажа были явно не местные).
2. Два тентованных ГАЗ-66 с солдатиками-краснопогонниками с полным вооружением.
3.Серо-зеленый «Рафик» с затемненными стеклами.
Мы решились незаметно подойти поближе и поглядеть, благо опустившиеся сумерки и примыкающий к милиции парк давали такую возможность. Раздвинув ветки кустов, мы увидели микроавтобус на расстоянии полутора метров от себя. Дверца салона «Рафика» была распахнута настежь , и в проеме сидел и сосал сигарету здоровенный, одетый в темный камуфляж и каску-«сферу» с забралом из бронестекла, мужик, по виду – лет около сорока. Ещё как минимум пара подобных организмов угадывалась в глубине салона .
Увиденного вполне хватило , чтобы нам с Колей понимающе переглянуться, аккуратно отпустить ветки и в темпе ретироваться .
Время действия : день «Д+1» (следующий) , час «Ч -6» (около 10-00)
Место действия: район тот же , средняя школа .
Новый день начался самым банальным образом (то есть как обычно). То что случилось вчера, самим было уже не интересно – своё от души оторжались, а другим рассказывать – никто не поверит, можно прослыть записным «гонщиком» , а нафиг, если вдуматься, нам такая репутация ?! В целом , было такое ощущение, что случившееся вчера являлось ярко выраженным галюном , который хотелось поскорее забыть. Но вскоре выяснилось, что этот самый галюн совсем не собирался забывать нас, в какой-то мере его породивших .
Третьим уроком , как сейчас помню , была физика . Примерно в середине урока дверь аккуратно , прямо-таки вкрадчиво , показалось лицо директора и его рука поманила физичку (а по совместительству и классную) к двери . Интрига завязывалась , но об этом в классе никто, кроме меня не догадывался . Между тем, длительность перешептываний у двери явно перевалила нормальные размеры. Да, кажется это провал. Пожалуй, заламывать меня при всех не будут, но с вещами на выход попросят. Как там Коля ? Его , скорее всего, уже плющат … Классная бросила на меня слегка недоверчивый взгляд и, получив полноразмерное ЦеУ , прикрыла дверь и направилась в мою сторону . Так, тетради и учебники – в портфель. Поднял глаза на класс :
- Мужики, если через два часа не вернусь – передайте домой – пусть готовят передачи .
- Куда ?! –раздалось откуда-то рядом.
«Вот ведь сволочи , хорошо же они обо мне думают – ни один не поинтересовался, за что тебя, мол? Да, похоже в глазах товарищей по учебе я совсем конченый человек …»
На скамеечке возле «пещеры директора» сидел в состоянии глубокой задумчивости мои товарищ по несчастью, он же «пособник иностранной разведки». При звуке моих шагов он поднял «буйну головушку», бросил на меня печально-испытующий взгляд и мотнул головой в сторону дверей : мол, держись , дружище …
Впрочем , ничего страшного за дверьми меня не встретило (может быть, сначала?). В директорском кресле со вкусом умостился (сам «дир» в это время приткнулся в приёмной на «откидном» стульчике возле секретаря и, судя по выражению его хитрож..пой морды лица, ему было жутко интересно , на какой предмет предстоит мне «беседа») молодой амбаловидный мужик лет около тридцати в весьма приличном сером костюме и белой рубашке .
«Так, во-первых, рукава не закатаны – значит бить не будут, по крайней мере, сразу. Во-вторых, чемоданчик-дипломат на стуле – стильный , но для переноски всякого инструмента, улучшающего память и разговорчивость явно не годится – хлипковат. Вывод ?! Надо или колоться сразу и до ж..пы, или косить под дурака ... Эх, знать бы чего им Коля наплёл - можно было бы такую заморочку организовать – хрен бы они прорубили, где концы…»
Далее – как обычно : фамилия , имя , отчество , год и место рождения и по списку. Представиться самому или хотя предъявить пресловутую «красную книжечку» мой собеседник не счел необходимым. Впрочем , и так всё вполне понятно – с такой вывеской и манерами впору вывешиваться на рекламном плакате «КГБ - вооруженный отряд партии» (зоркий глаз, долгая память и длинные руки – перефразирую Феликса Эдмундовича, применительно к нынешнему моменту ). Заполнив бланк , «гражданин следователь» отложил в сторону авторучку и поднял на меня тяжелый взгляд :
- Рассказывай давай !
- О чём?! – сделал я последнюю неуклюжую попытку «прикинуться ветошью». Ясно , что ничего толкового не выйдет , но я , что , полный отстой – сразу с разгона признаваться ?
- Рассказывай , кто тебя надоумил такие шутки шутить – проверять, с какой быстротой мы на таких шутников реагируем ?! Давай –давай , поделись как вы дошли до жизни такой … Кстати друг – то твой уже всё рассказал и сейчас домой пойдёт. Ты то, между прочим, старший – с тебя и больше спросится …
Короче, промучился этот товарищ со мной часа полтора, выясняя и откуда родилась эта идея, и как её воплощали, и где материалы доставали, и ещё много чего, и пришел в конце концов к выводу , что никаких забугорных спецслужб за нашими с Колей спинами не просматривается. Этот вывод, на мой взгляд, его даже несколько разочаровал. Мотивов же, подвинувших нас на подобное «техническое творчество», он вообще не понял, да мы и сами, скорее всего , не смогли бы объяснить .
«Я вышел чистым и ни в чем не виноватым, клянусь вам в этом – век свободы не видать»,- пел один американский русскоязычный поэт во времена моей молодости. Вот я так и вышел, глянул на всё ещё дремавшего на скамейке Колю и сказал :
- Ну , я пошёл. А ты будешь кого-то ждать ?!
- Нет , я тоже двигаю . Уроки-то тю-тю , кончились уже. А тебя там как ?..- вопросительно мотнул он головой в сторону дверей .
- А никак ,-пожал я плечами .
- Я им тоже ничего не сказал , - гордо заявил Колян.
- А им бесполезно объяснять. Да и мы хороши: отвлекаем серьезных людей от серьезных дел. Тут, блин, страна рушится в пропасть на глазах, «агенты влияния» распоясались, а мы со своими фишками – как тараканы в змеёвнике. Хотя лет десять назад, да что десять – пять, на нас бы качественно отоспались .
- А ты комсомолец ? – неожиданно остановившись , спросил Коля .
- Нет . А что ? – удивился я .
- Да ничего . Я думаю – ты и тогда бы тоже от комсомола косил, а раз ты не комсомолец – ни хрена бы они тебе не сделали, кроме как по комсомольской линии. А из школы не исключат, хоть ты на ушах стой и х..ю вертись – ещё и не таких пришлось доучивать .
Короче Коля меня реально успокоил и я потянулся домой на обед, благо основной инстинкт заявлял о себе все более властно .
Через два дня история стала достоянием гласности (ограниченно , в пределах класса) и народ от души посмеялся: будет теперь повод поддеть «ментозавров» , когда они «с понтом накатят» на школьной дискотеке порядок наводить .



Для некоторых это вполне свежо...