танк Черчиль
в СССР попало только 253 танка Mk III и Mk IV.
Матильда
До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II»,
из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков.
Замечательно .... такой хорошый танк и его так англичане использовали что треть отдали в СССР, но прекратили производство в 43 а начали в 37 ()
Валентайн
3332 танка
Особенно «Валентайн», за его маневренность, ценили кавалерийские части, до конца войны они, наряду с Т-34, оставались
основными танками кавалерийских корпусов[44].
годы производства 1940—1944
1941 216
1942 959
1943 1776
1944 381
P -39
Всего в СССР по ленд-лизу было поставлено 4952 истребителей P-39 «Аэрокобра», что составляет приблизительно половину от общего количества выпущенных машин[5]. С декабря 1941 года Великобритания направила в СССР 212 P-39, но в этом году было получена только одна машина; в следующем, 1942-м, — 192.
«Аэрокобра» мне понравилась своими формами и, главным образом, мощным вооружением. Сбивать вражеские самолеты было чем — пушка калибра 37 миллиметров, два крупнокалиберных скорострельных пулемёта и четыре пулемёта нормального калибра по тысяче выстрелов в минуту каждый. Моё настроение не испортилось и после предупреждения лётчиков об опасной особенности самолёта срываться в штопор из-за задней центровки. В этом недостатке пришлось убедиться воочию на следующий день.
Перед отлётом на фронт штурман полка выполнял сложный пилотаж на малой высоте. Самолёт неожиданно сорвался в штопор. Высоты для вывода не хватило, и «аэрокобра» врезалась в землю.
Глядя на дымящуюся воронку, в которой догорали обломки самолёта, я подумал, что «аэрокобра» не прощает ошибок в пилотировании. Эта катастрофа подтвердила мнение американских лётчиков.
Они боялись «аэрокобры» и неохотно воевали на ней.А. И. Покрышкин[7]
P-40
C 1939 года поступает на вооружение ВВС США.
Годы производства 1939-1944
в том числе 2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР
В сентябре из США была отгружена партия из 20 истребителей Р-40 и одного Р-40G. Это еще не было ленд-лизом, который начал распространяться на СССР только с ноября; самолеты были куплены в Америке за золото.
Англичане выбирали для поставки в СССР ту технику, которая им самим была не очень нужна. Поэтому весь 1941 г. из Великобритании в Советский Союз поступали только ╚Томагауки╩ и ╚Харрикейны╩. В 1942 г. ╚Томагауки╩ стали переплавлять и через Иран. Всего наша страна получила 146 ╚Томагауков╩ II из Англии (еще 49 в счет английских обязательств были отгружены прямо с американских заводов).
Наши летчики оценивали ╚Томагаук╩╩ в целом выше, чем английский ╚Харрикейн╩, который действительно уступал американской машине по всем основным показателям, кроме взлетно-посадочных. Однако все сходились на том, что эта машина во многом хуже и новых советских, и немецких истребителей. Недостаточная скорость, плохая скороподьемность рекомендовали ее не лучшим образом.
«Харрикейн»
«Харрикейн» был отправлен в серийное производство уже в июне 1936 в основном благодаря своей относительной простоте конструкции и лёгкости производства.
Интересно, что зимой 1941/42 годов для вооружения советских истребительных полков пошли самолёты, изначально предназначенные для других стран.
Spitfire
Начало эксплуатации 1938
Некоторое количество Spitfire было поставлено в СССР в рамках ленд-лиза. В 1943 г. самолёты модификации Mk.V применялись в качестве фронтовых истребителей в боях над Кубанью и Украиной. Самолеты Mk.IX применялиcь, в основном, в ПВО, в т.ч. ПВО Балтийского и Черноморского флотов.
Наши представители предложили заменить часть «харрикейнов», «томагавков» и «киттихоуков», поставлявшихся из Великобритании в СССР, «спитфайрами». Но натолкнулись на твердый отказ: «самолет в секретном листе», «самолет не предназначен для экспорта» и вообще «машин этого типа не хватает для королевских ВВС».
В то время ни одна страна не могла похвастаться тем, что имеет на вооружении эти английские истребители. Заключенный перед войной договор на продажу 12 «спитфайров» I Эстонии так и не был выполнен. Неудачей закончились предвоенные попытки приобрести машины Грецией, Португалией, Турцией и Польшей.
И все-таки первые «спитфайры» появились у нас в сентябре сорок второго. Три серо-голубые машины (особого колера «Пи-Ар блю» — «фоторазведывательный синий») перелетели под Мурманск. Это были фоторазведчики «Спитфайр» PRIV. Они не имели вооружения. Вместо пушек и пулеметов стояли дополнительные бензобаки, увеличившие запас горючего в два с половиной раза. Фотокамеры позволяли уверенно снимать с больших высот. (29 октября 1940 г. на подобном разведчике английский пилот Миллен фотографировал Штеттин, проведя в воздухе более пяти часов).
«Спитфайры» вошли в сводную группу групкэптена Хоппса. Она должна была участвовать в обеспечении проводки конвоя PQ-18 (операция «Оратор»). После нее англичане отказались от сложной и опасной обратной перегонки «спитфайров» и передали их ВВС Северного флота в эскадрилью 118-го отдельного разведполка.
А-20
Самолеты DB-7 этой модификации поставлялись в 1942г. по ленд-лизу в СССР.
Для советских летчиков "Бостон" остался в памяти как один из лучших самолетов, поставлявшихся нам в годы войны союзниками.
В-25
6 ноября 1941 г. два первых В-25В погрузили на советский пароход «Декабрист», который с одним из конвоев направился к родным берегам. 20 декабря «Декабрист» пришвартовался в мурманском порту. В январе бомбардировщики собрали, но пришлось ждать, пока к одному из «Митчеллов» доставят запасное колесо взамен поврежденного в пути. Лишь 5 марта оба самолета перелетели под Москву.
Ни один самолет из этой пятерки не был использован как боевая машина. Все они служили для учебных целей. Один попал в 11-й запасной полк в Кировабаде, три в 6-ю запасную бригаду в Иванове. Один бомбардировщик впоследствии вновь побывал в США: он стал персональным самолетом И.П. Мазурука, командира 1-й перегоночной авиадивизии, и в сентябре 1942 г. прибыл в Фэрбенкс во главе группы пассажирских ПС-84, доставивших туда советских летчиков-перегонщиков.
В боевые части советских ВВС «Митчеллы» начали поступать лишь после открытия «Персидского коридора» через Иран. Эта трасса считалась более безопасной для поставок техники. Ведомые гражданскими экипажами из компании «Пан Америкэн», самолеты летели из США через Бразилию, Атлантический океан, Африку и Ближний Восток. Первые 72 В-25С прибыли в Иран в марте 1942 г. До конца года в СССР этим путем перегнали 102 В-25, а всего через «Персидский коридор» доставили 118 этих машин.
АДД: Если в 1942 г. она получила всего 16 самолетов этого типа, то в 1943 г.— 129, в 1944 г.—210, а к 1 мая 1945 г. в 18-ю воздушную армию, в которую преобразовали АДД, поступило еще 128 машин.
Давали то что уже сами напроизводили за 3-4 года, а напроизводили столько что девать некуда.
Замечание
Из америки - передача СССР происходила на заводе, а дальше уже доставка (и все остальное утруска, усушка) и когда добирался этот товар в СССР это тоже вопрос времени. если написано что поставили в 1941 году когда доберется до Мурманска или другой точки СССР - пройти может достаточно времени для того что наступил 1942 год